Каменский краеведческий музей
#галерея_памяти
1 сентября 1918 года в деревне Ивановке (ныне Каменского р-на Пензенской области) в крестьянской семье родился Василий Дмитриевич Борисов.
В. Д. Борисов (1918-1982гг.) — полковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945).
После окончания семи классов школы и двух курсов рабфака работал диспетчером на заводе имени Фрунзе в Пензе. Без отрыва от производства занимался в пензенском аэроклубе, который закончил в 1938 году, получив звание пилота У-2. Призван в армию в мае 1939 года Пензенским горвоенкоматом. В октябре 1940 года окончил Таганрогскую военную авиационную школу лётчиков. До начала Великой Отечественной войны служил в авиационной части, расположенной в городе Лебедин (Черкасская область Украины).
В действующей армии – с июня 1941 года. Боевые вылеты младший лейтенант В. Д. Борисов начал совершать в июне 1942 года в 8-м отдельном разведывательном авиационном полку, в котором летал до окончания войны на самолете Пе-2. Воевал на Юго-Западном, Сталинградском, Южном, 4-м Украинском фронтах в составе 8-й воздушной армии.
Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза:
«Тов. Борисов Василий Дмитриевич в Отечественной войне участвует с первых дней.
Непосредственную боевую работу ведет с 12 июня 1942 года. За этот период участвовал в боях на Юго-Западном фронте – Харьковском направлении, на Сталинградском, Южном, 4-м Украинских фронтах.
Во всех проведенных операциях перечисленных фронтов тов. Борисов вел непрерывную дальнюю разведку тылов противника.
При выполнении боевых заданий проявлял исключительную храбрость, мужество и геройство. Все его наблюдения подтверждались фотодокументами. Экипаж тов. Борисова, несмотря на противодействие истребителей и зенитной артиллерии противника, неоднократно с боем пробивался в глубокие тылы противника, доставляя ценные разведданные командованию.
В боях на Харьковском направлении совершил 30 боевых вылетов на самолете Пе-2 на дальнюю разведку. Своими полетами вскрыл сосредоточение танков и авиации противника в районах Харькова, Краснограда, Белгорода.
23.08.1942 года тов. Борисов установил движение танков и автомашин по шоссе Харьков-Белгород численностью более 550 единиц, на железнодорожной станции Белгород – 24 эшелона. Разведчик был обстрелян сильным огнем зенитной артиллерии и атакован истребителями, и только умелым применением противозенитного маневра сумел выполнить боевую задачу без серьезных повреждений.
В период боев, когда противник рвался к Воронежу и на Сталинград, тов. Борисов летал на разведку на предельную глубину при плохих метеоусловиях, вплоть до бреющего полета.
11.07.1942 года, выполняя задание командования 8-й воздушной армии, экипаж тов. Борисова обнаружил колонны противника, двигающиеся на Богучар, численностью до 320 автомашин и 370 танков, и на Ольховатка-Россошь до 200 автомашин и 150 танков.
Экипаж был атакован четырьмя истребителями противника Ме-109 на высоте 500-600 метров, но, благодаря умело примененному маневру, все атаки истребителей сорвал и доставил ценные сведения о противнике командованию.
За проявленное мужество, храбрость и отвагу тов. Борисов награждается 30.8.1942 года орденом «Красное Знамя».
С 15 июля 1942 года тов. Борисов ведет дальнюю и ближнюю разведку на Сталинградском фронте. В боях за Сталинград совершил на самолете Пе-2 56 боевых вылетов в глубокий тыл противника.
Накопленный опыт по разведке капитан Борисов передавал молодому летному составу и своим личным примером увлекал их на подвиги. Летая на дальнюю разведку, тов. Борисов обнаружил колоссальное количество автомашин, танков, железнодорожных эшелонов, двигающихся на Сталинград.
В воздушных боях не раз подвергался смертельной опасности, но всегда выходил из боя победителем и добытые разведывательные сведения своевременно доставлял командованию. Два раза тов. Борисов спасал жизнь экипажа, мастерски сажая на ограниченные площадки горящий самолет.
После окружения немцев под Сталинградом тов. Борисов ведет разведку в интересах командования Южного фронта. При выполнении боевых заданий проявляет настойчивость, храбрость и инициативу.
В период наступления Южного фронта от Сталинграда до Ростова тов. Борисов непрерывно летает на разведку в сложных метеоусловиях, при высоте облачности 200-300 метров, наблюдает за направлением отхода колонн противника в район Батайск, Ростов.
Неоднократно экипажу тов. Борисова поручалось выполнение ответственных заданий командования армии и фронта по фотографированию обороны противника на рубежах рек Миус, Кальмиус.
За образцовое выполнение боевых заданий командования Южного фронта тов. Борисов награждается второй правительственной наградой – орденом «Отечественная война» I степени.
После второй награды тов. Борисов с еще большей настойчивостью выполняет боевые задания.
В боях за Донбасс, Мелитополь и Крым совершил 60 боевых вылетов на дальнюю разведку и спецфотографирование обороны противника. Своими полетами вскрывал крупные силы противника, обнаруживал большие скопления самолетов на аэродромах Сталино, Артемовск, Мариуполь; железнодорожные эшелоны на станциях Дебальцево, Волноваха, Пологи. Своими наблюдениями контролировал работу портов Таганрог, Мариуполь, Осипенко. Сфотографировал при сильном противодействии истребителей оборону на реке Молочная.
В боях по ликвидации Никопольского плацдарма экипаж Борисова 15.01.1944 года обнаружил скопление автомашин и танков в населенных пунктах Каменка, Большая Лепетиха численностью до 1000 единиц.
В боях за Крым тов. Борисов неоднократно вскрывал путем фотографирования оборону противника на Перекопе, Сиваше. Своими разведывательными полетами постоянно контролировал работу портов Севастополь, Евпатория.
В боях за Севастополь произвел фотографирование всего обводного оборонительного рубежа противника.
За образцовое выполнение заданий командования 4-го Украинского фронта тов. Борисов награждается третьей правительственной наградой – орденом «Красное Знамя».
В боях за освобождение городов Дрогобыч, Стрый экипаж тов. Борисова летал на выполнение заданий командования фронта по 2-3 раза в день на разведку. Обнаружил своими наблюдениями крупное передвижение автомашин и танков из района Кошице в район Турка. Кроме этого, сфотографировал оборону противника перед 4-м Украинским фронтом.
В период Отечественной войны тов. Борисов совершил 198 боевых вылетов, из них 156 успешно выполненных, на дальнюю разведку. Сфотографировал 50 000 квадратных километров обороны противника. В боях с немецкими захватчиками тов. Борисов два раза горел.
Как командир звена – тактически грамотный, инициативный офицер, требовательный к себе и подчиненным. Своим боевым примером воодушевляет своих подчиненных на успешное выполнение боевых приказов. За 1943 и половину 1944 года звено тов. Борисова произвело 400 боевых вылетов на дальнюю разведку войск противника, не имея ни одного невыполненного боевого задания по вине летного состава звена.
За умелое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество, храбрость и геройство в боях на фронте борьбы с немецкими захватчиками, капитан Борисов В. Д. достоин награждения высшей правительственной наградой – присвоения звания Героя Советского Союза.
Командир 8 отдельного разведывательного авиационного Мелитопольского ордена Красной Звезды полка майор Маргошин — 4 сентября 1944 года».
Войну подполковник В. Д. Борисов закончил в должности заместителя командира полка. После войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах Советской армии. В 1948 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы, а в 1955 — курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС). С 1960 года полковник В. Д. Борисов – в запасе. Жил и работал в городе Борисполь Киевской области.
Скончался 1 апреля 1982 года.
На площади Победы в городе Каменке Пензенской области установлен бюст Героя.
Каменский краеведческий музей
ok.ru/profile/580261002173/