Есть в России деревня, где новогоднюю ёлку не убирают никогда.
В одной из российских деревень, Трубичино, расположенной недалеко от Великого Новгорода, ёлка остается украшенной круглый год. Здесь функционирует мастерская, где местные мастера создают стеклянные новогодние игрушки без перерывов на выходные.
Что же производит эта мастерская?
В Великом Новгороде действуют пять подобных учреждений, которые занимаются изготовлением праздничных декораций. Одной из них является «Рождественское яблоко», где игрушки делают вручную, используя традиционные методы. Каждое изделие уникально, и даже среди двух похожих игрушек можно заметить различия.
«Каждый наш шар неповторим», — отмечает мастер Дмитрий Богачёв. Изделия из одной серии могут варьироваться по размерам, формам и росписи — это результат полностью ручного труда.
Шесть лет назад здесь стоял заброшенный дом, а теперь место стало популярным туристическим объектом, где проводятся экскурсии по процессу создания игрушек с возможностью участия гостей.
История Дмитрия началась с новогоднего шара, подаренного ему мамой, после чего он решил создать свое дело, впоследствии открыв семейную мастерскую вместе с супругой.
Процесс создания игрушек
Все игрушки для ёлки, производимые в нашей мастерской, изготавливаются из стекла. Основной этап работы лежит на плечах стеклодувов, которых у нас четыре. Кроме них, в команде есть также художники, лакировщики, специалисты по продажам и другие мастера — в общей сложности около сорока человек, без которых процесс не был бы возможен. Далее описан путь каждой игрушки, прежде чем она окажется на полке в магазине.
1. Стеклодувный цех
Профессия стеклодува насчитывает около двух тысяч лет и считается древней. Говорят, важно иметь призвание к этому делу, а также уважение к стеклу и огню.
Процесс работы со стеклом выглядит следующим образом:
- Сначала берётся специальная стеклянная трубка, заготовка.
- Затем её нагревают. Изначально стеклодувы использовали печи, а позже перешли на горелки — сперва керосиновые, а теперь газовые.
Чтобы достичь нужной температуры, в горелку подают воздух, а есть и более мощные варианты, которые обеспечивают ещё большую нагревательную способность.
Стекло быстро размягчается и становится пластичным, как карамель. В этот момент от заготовки отрезают требуемый кусочек, называемый пулей.
- С одной стороны пулю запаивают, а с другой оставляют «усик» — длинный выступ, за который мастера будут держаться во время дальнейшей работы.
- Затем нужно равномерно разогреть всю пулю, вращая её в руках, используя ту же горелку.
- Стеклодувам требуется сильное дыхание для равномерного и спокойного процесса: важно правильно чувствовать стекло и огонь.
В этот момент легко допустить ошибку — из-за чрезмерного усилия корпус игрушки может стать кривым или неравномерным. В процессе пуля начнёт раздуваться и превращаться в шарик. Ну или ещё во что-нибудь.
Например, вот что бывает, если дунуть слишком сильно:
Это стекло обладает удивительной тонкостью — его можно легко сжать руками, при этом риск порезаться минимален. При разрушении оно превращается в нечто напоминающее стекловату.
Что касается ёлочных игрушек из стекла, они могут быть либо свободной формы, либо формованными. Свободная форма включает в себя шары, сосульки, грибы и другие элементы, и является наиболее сложной в производстве. Стеклодувам необходимо самостоятельно регулировать размер и форму, а также тщательно греть материал. С формованными изделиями работать проще: стекло помещается в специально изготовленный трафарет, и только затем начинается процесс выдувания. Трафарет ограничивает расширение стекла, что значительно снижает вероятность ошибки. Например, для создания игрушки в форме шишки используется именно этот метод.
- И момент истины — готовый шарик нужно проверить по размеру. Тут помогают две пластины с отверстиями. Одно — чуть шире нужного диаметра шарика, а другое, наоборот, чуть уже. Получается, сквозь первое игрушка должна пройти, а во втором застрять.
Если размер не подходит или с шариком ещё что-то не так, то он отправляется вот в такое ведро:
Стеклодувное мастерство требует много времени и усилий для овладения. Обычно, только на второй или даже третий месяц работы у новичка начинает что-то получаться, но при этом около 80% изделий всё равно оказывается неисправными. Даже для опытного стеклодува нормой является наличие 10% брака в производстве.
Тем не менее, если придерживаться правильной технологии, получаемые шары отличаются высокой прочностью. В некоторых случаях их можно даже ронять (хотя лучше этого избегать).
— Игрушечный корпус готов, но пока лишь один. Далее пойдут еще около восьми часов работы с огнём и стеклом. Так выглядит типичный рабочий день мастера. Например, главная стеклодув производства Анастасия Алексеева за восемь часов способна изготовить около 100–200 шаров.
2. Металлизация
Внутри шара наносится тончайший слой серебра, процесс этот носит название металлизация. Это необходимо для устранения прозрачности, ведь последующим этапом будет лакировка игрушки. Благодаря металлизации, лак будет выглядеть гораздо ярче. На изображении хорошо прослеживается разница:
В первом ряду располагаются шарики, покрытые лаком без серебрянного слоя. Под ними расположены те, которые покрыты лаком с металлизацией. В третьем ряду шарики также без серебрения, а в следующем — снова с ним.
Современные технологии позволяют наносить металлический слой не только изнутри, но и снаружи игрушки, что делает процесс более дешевым и эффективным. Однако в этом случае яркость шара будет хуже, так как отсутствует тонкая стеклянная прослойка, способная преломлять свет.
Некоторые изделия могут обойтись без металлизации — всё зависит от замысла мастера. Например, этот чайник остался прозрачным, и вместо обработки серебром внутри появился наполнитель в виде «заварки»:
3. Лакировка
Дальше шар берут за ус и опускают в лак, а потом выставляют сохнуть. Игрушка стоит строго вертикально, чтобы лак распределился равномерно. Лишний по ходу дела сливается вниз. Сохнет всё это дело минут 15–20.
После лакировки у шара появляется базовый цвет, а уж какой именно — зависит от лака. Они разноцветные и разные по текстуре: бывают, например, матовые, полуматовые, с эффектом бархата, полупрозрачные и так далее.
4. Роспись
Дальше заготовки отправляются в мастерскую по художественной росписи. Перед мастером лежит не один шар, а сразу целая партия в несколько десятков штук. Если бы художники расписывали игрушки от начала и до конца по одной, то процесс бы затянулся. Так что работают сразу над всеми, одновременно.
Сейчас художник мастерской Ольга Верес делает партию шариков с белками:
Сначала на всех заготовках она рисует силуэт зверька. «Нарисовала — отложила, нарисовала — отложила», — объясняет она. Потом на всех точно так же — веточки. Потом только прорисовывает везде фон и заполняет контуры цветом. Даже блик в зрачке проставляет всем белкам разом.
И вот такие, казалось бы, мелочи на самом деле здорово экономят время. Во-первых, пока художник добирается от первого шарика до последнего, первый уже успевает высохнуть — теперь на него можно наносить следующий слой краски. А во-вторых, мастер всё это время не меняет цвет и, как следствие, не тратит время на мытьё кисти.
Художники здесь работают без трафаретов — то есть контур рисунка наносится на глаз. Вот почему на выходе у Ольги получится не 30 клонов одной и той же белки, а 30 немножко разных белок. По наблюдениям Ольги, игрушки из серии «Лесные жители» особенно нравятся покупателям. В мире росписи ёлочных игрушек она вообще часто выступает именно как художник-анималист. «Всё зверьё на мне», — говорит Ольга. А «всё зверьё» — это, между прочим, не только белки, но ещё и олени, лоси, зайцы, глухари, ежи, совы…
Ольга планирует создать партию из 30 шаров с белками за два дня. Работу можно считать достаточно простой. Однако иногда бывает, что на роспись одной игрушки уходит два дня, как это произошло с драконом:
При внимательном рассмотрении видно, сколько мелких деталей присутствует. Ольга давно увлечена прорисовкой, ранее занимаясь лаковой миниатюрой, где каждую линию нужно прорабатывать с особой тщательностью. Поэтому некоторые её работы лучше рассматривать с лупой, чтобы по-настоящему оценить уровень детализации.
Сейчас, когда игрушка уже расписана, осталось сделать несколько последних штрихов: отрезать ус, надеть колпачок и вставить концевик.
Шар можно вешать на ёлку.
14.08.24 — 39