Обучение ребёнка выполнению домашних заданий может быть
довольно напряжённым процессом.
Это особенно актуально для бабушек и дедушек, которые давно покинули школьные годы и могут не помнить учебный материал. Система и несколько простых советов могут стать отличной помощью в этом вопросе. Мы расскажем о том, как поддерживать школьника в выполнении домашних заданий, сохраняя при этом добрые отношения.
Предоставить ребенку возможность учиться самостоятельно
Одним из первых импульсов взрослого является желание подсказать или завершить задание за ребёнка, чтобы ускорить процесс выполнения домашней работы. Однако куда важнее научить его выполнять задания без посторонней помощи. Многие дети, даже те, кто только начали учёбу в первом классе, способны справляться с домашними заданиями самостоятельно, но некоторым нужна поддержка в организации процесса (усадить, напомнить, проверить), а с другими необходимо подробно разобрать сложный материал.
Как же определить, насколько взрослый должен вовлекаться в выполнение домашнего задания? Обратите внимание на поведение ребенка. Если вы заметите следующие признаки в процессе выполнения домашних заданий, стоит активнее вмешаться:
- выполнение заданий часто сопровождается слезами;
- ребенок проявляет гнев, раздражение, бросает тетради и пеналы, портит книги;
- на выполнение домашней работы уходит слишком много времени — до тех пор, пока не приходит время ложиться спать;
- задания постоянно откладываются под разными предлогами;
- ребёнок сам обращается к вам с просьбой о помощи.
Иногда дети не могут точно выразить, какие именно трудности их беспокоят. Они, испытывая затруднения, могут начать отрицать свою проблему. Выйти из этого негативного состояния довольно сложно, поэтому важно сначала выяснить, что именно беспокоит ребёнка, и заранее подготовиться к помощи.
Задавайте вопросы спокойным и уравновешенным тоном, постепенно двигаясь от одной задачи к другой. Возможно, ребенку нужно будет ещё раз пройтись по материалу, и вам придётся вернуться к чтению параграфа в роли наставника. Либо он просто не обратил внимание на детали задания, и достаточно будет небольшой подсказки.
Некоторые дети испытывают трудности с пониманием абстрактных концепций. В таком случае помогает использование конкретных примеров, например, можно показать на игрушечных машинках, что такое встречное движение. Или, используя пластилин, можно «приготовить» пирожки для игрушек, чтобы объяснить деление. Для изучения правил русского языка удачно работают мнемотехнические приемы — придумайте забавную ассоциацию или рифму, чтобы запомнить исключения.
Когда удостоверитесь, что ребенок все усвоил, предоставьте ему время для самостоятельного выполнения задания и похвалите за старания. Не настаивайте слишком сильно, покажите, что верите в его способности справиться с проблемами и всегда готовы помочь. Если он не сможет понять материал с первого или второго раза, объясните еще раз, но по-другому. В следующих частях рассмотрим больше методов, как поддержать детей во время домашних заданий.
Наблюдать за состоянием ребёнка
Дети могут быстро огорчаться, если не удаётся справиться с задачей сразу. Обращайте внимание на внука: если он выглядит уставшим или у него на глазах слёзы, развлеките его шуткой или предложите сделать небольшую паузу.
Контролируйте, чтобы он не переутомился: если занятия продолжаются достаточно долго, и внук явно проявляет усталость, лучше прервать уроки и заняться ими позже, когда он будет более свежим. Предложите детям небольшой перекус или переключитесь на другие занятия. Расслабленный и отдохнувший ребёнок с большей готовностью возьмётся за учёбу.
Определите конкретное время для домашних заданий.
Ученики часто откладывают выполнение своих заданий, из-за чего процесс может затянуться до поздней ночи. Разумеется, детям необходимо выделять время на обед и отдых после учебы, но крайне важно избегать интенсивной учебы в поздние часы.
Для того чтобы облегчить начало выполнения домашки, установите с внуками определённое время для совместного занятия — выберите момент, который будет удобен для всех. Убедитесь, что вы готовы оказать помощь, в таком случае работа продвинется гораздо быстрее.
Разделение процесса на этапы
Как правильно готовиться к урокам, когда требуется заниматься несколькими предметами одновременно? Помогите вашему ребенку наиболее эффективно распределить задачи. Запишите все задания из дневника и по мере их выполнения ставьте галочки. Так будет очевидно, что финал близок, и с каждым выполненным пунктом вы приближаетесь к цели. Между различными этапами можно устраивать перерывы или менять занятия. Умение эффективно управлять своим временем и энергией станет полезным как в учебе, так и в будущей профессиональной деятельности.
Чередование различных предметов
Этот подход оказывается полезным, когда школьник испытывает трудности с каким-либо конкретным предметом. Например, если по математике задали обширное задание, которое вызывает у внука сложности, он может заранее начать переживать и опасаться его выполнять. В такой ситуации можно разбить работу на более мелкие части и комбинировать её с заданиями по другим предметам. Выполнив один пример, можно кратко поработать над упражнением по русскому языку. Затем снова переключиться на задачи, а после этого прочитать отрывок по окружающему миру. Так, постепенно, шаг за шагом, задание будет выполнено, и ребёнок даже не заметит, как это стало проще и легче.
Выработать ритм
Некоторым детям бывает трудно сосредоточиться на заданиях, требующих внимания. Не стоит навязываться, но внимательно следите за процессом. Если заметили, что ученик начинает отвлекаться, мягко верните его к работе. Это может быть сложно, особенно если он пытается сосредоточиться, но у него не выходит, а у взрослых накапливается нетерпение.
Есть несколько способов поддержать активных детей. Во-первых, можно использовать обычный таймер на телефоне или будильник. Установите таймер на 10-15 минут и присаживайтесь рядом с ребёнком. После завершения работы похвалите его и предложите небольшой перерыв, также по таймеру. Для более старших детей рабочее время можно увеличить до полчаса. Этот метод поможет детям научиться управлять своим вниманием и отдыхом.
Второй способ — короткие перерывы. Для этого не обязательно вставать, достаточно сделать пальцевую гимнастику или рассказать забавный стишок. Можно взглянуть в окно, а затем на близкий объект несколько раз для расслабления глаз. Ребёнок будет отвлекаться, но важно обучить его контролировать это отвлечение и подстраиваться под рабочий ритм.
Также полезно ввести ритуалы. Начинать работу легче с простых действий, которые помогают настроиться, например, точить карандаши, упорядочивать ручки по цвету или расставлять учебники. Завершив, можно убрать все на место и выпить немного сока.
Объяснение важности домашней работы в данный момент
Маленькому ребенку часто трудно увидеть смысл в абстрактных примерах или грамматических заданиях. Ему может не быть понятно, как это все связано с его повседневной жизнью и почему выполнение домашних заданий имеет значение.
Если у вас возникают трудности с приведением примеров, объясните своему внуку, почему стоит заниматься домашкой именно сейчас. К примеру: если ты завершишь все задания, то сможешь лечь спать пораньше и хорошо себя чувствовать на утро. Или: если ты тщательно подготовишься к урокам, то будешь уверенно себя ощущать в классе и не будешь переживать, ответит ли тебе учительница.
Поддержка ребенка на эмоциональном уровне
Конфликты и раздражение, как правило, не только не приносят пользы, но и могут навредить. Когда ребенок испытывает негативные эмоции, ему сложнее сосредоточиться. Если школьник не справляется с заданием, это можно объяснить его состоянием, и не стоит на него сердиться.
Крайне важно помочь детям развить уверенность в себе, и для этого необходимо оказывать им всевозможную поддержку. Постарайтесь выяснить, чего именно боится ваш ребенок. Возможно, ему некомфортно выглядеть неумелым в ваших глазах, и стоит заверить его, что ваше отношение останется неизменным независимо от его образовательных успехов. Или его раздражает необходимость учить нелюбимый предмет. Убедите малыша, что вы всегда готовы его поддержать, и он не один со своей проблемой.
Бабушки и дедушки, как правило, с большим пониманием относятся к успехам внуков, чем их родители. Не стоит сравнивать ваше отношение с родительским; дайте понять, что оценки для вас не имеют решающего значения. Расскажите ему о своих неудачах и победах: как получили низкий балл на контрольной, но нашли в себе силы все исправить. Пусть ваша история будет не упрекающей, а забавной, чтобы ребенок смог сопоставить её с собственным опытом и почувствовать облегчение.
Мотивировать ребёнка через занятия, которые ему интересны
Если вы заметили, что у вас возникло напряжение от выполнения домашнего задания вместе, стоит попробовать облегчить обстановку, вовлекая ребёнка в его любимые дела. Предложите испечь его любимый торт, почитайте вместе увлекательную книгу или прогуляйтесь в парке. Это поднимет настроение обоим, и вам будет легче вернуться к учёбе.
Не следует использовать шантаж в отношении ребёнка, но уместно обсудить с ним, что сначала лучше завершить домашние задания, чтобы позже оставалось больше времени для приятных активностей. Например, объясните, что к этому времени его друзья выйдут во двор, чтобы поиграть в футбол. Или пообещайте позволить ему поиграть на час дольше в компьютерную игру, если все уроки будут уже сделаны.
Учитывать особенности каждого ребенка
Каждый ребенок уникален и нуждается в своих условиях для умственного развития. Например, некоторым детям тяжело сосредоточиться на пустой желудок, и их стоит покормить. Другие же, наоборот, становятся слишком расслабленными после насыщенного обеда, и в этом случае учёба может стать им не по силам.
Есть дети, у которых высокая активность, и после длительного сидения в школе им просто необходимо провести время на свежем воздухе или в спортивной секции, чтобы выпустить накопленную энергию. Тогда они смогут лучше сосредоточиться на более спокойных занятиях, требующих внимательности. Есть и такие, кто так утомляется в течение дня, что выполнение домашних заданий сразу после школы может быть слишком трудным. В таких ситуациях имеет смысл уделить вечер отдыху и встать пораньше, чтобы завершить задания утром (например, если вы смотрите внуков в выходные).
Способы поощрения детей также разнообразны. Такому ребенку, который любит тактильные ощущения, будет приятно получить объятия или массаж. Для других поддержка может проявляться в словах, акцентирующих их сильные стороны, например: «ты такой сообразительный», «мне нравится ход твоей мысли», «ты придумал действительно необычное решение!»
Эти проявления заботы и любви надолго останутся в памяти детей и создадут условия для их развития.
sberbankaktivno.ru/journal/